Возбуждение уголовного дела по результатам налоговой проверки предприятия

Налоговая милиция

Многие наши клиенты сталкиваются с ситуацией, когда районная налоговая инспекция, проведя проверку на предприятии, передает материалы налоговой милиции для возбуждения уголовного производства по результатам проведенной проверки. Из практики, налоговая милиция регистрирует новое уголовное производство в реестре по данному факту, а именно по ст. 212 Уголовного Кодекса Украины – неуплата налогов. В данной стать речь пойдет о праве предприятия на обжалование результатов проверки, защите своих интересов в рамках уголовного производства,  возбужденного на основании этой проверки, обжаловании налоговых уведомлений решений, которые выписаны на основании акта проверки. Также мы раскроем тему налоговой проверки, проводимой в рамках уголовного производства, которое открыто по ст. 205 Уголовного кодекса Украины – «фиктивное предпринимательство» по вашему контрагенту. Рассмотрим,  на основании чего налоговая  инспекция приходит к выводу что сделки, которые вы заключили и уже совершили, являются никчемными,  и на основании этого делают выводы о наличии возможности доначисления в бюджет государства. 

Итак, у вас есть на руках акт налоговой проверки и налоговые уведомления-решения. Вы можете воспользоваться двумя способами защиты – оспорить результаты проверки в административном или судебном порядках. Более детально о видах проверки, ее назначении и порядке проведения вы можете прочитать здесь. Давайте определимся, что говорит по данному поводу Налоговый кодекс Украины, а именно ст. 56. В данной статье расписан порядок обжалования налогового уведомления-решения – сроки подачи жалобы, сроки рассмотрения ее налоговым органом. Также данная статья регламентирует, что в момент обжалования налогового уведомления-решения  сумма денежного обязательства является несогласованной, а значит, не подлежит уплате. В случае, если обжалование производится в судебном порядке, тогда срок согласования денежного обязательства наступает в момент вступления в силу решения суда. Из смысла статьи 56 НКУ  можно сделать вывод о том, что если вы обжалуете действия и результаты проверки налогового органа, сумма, подлежащая к доначислению, является несогласованной. 

Однако не всегда налоговая милиция владеет информацией о том, что вы проводите обжалование результатов проверки и регистрирует уголовное производство по ст. 212 УК Украины, после чего  начинает проводить следственные действия (обыск, выемку документов, допрос директора и главного бухгалтера в качестве свидетелей). В данной ситуации -  действия налоговой милиции являются незаконными, т.к. сумма доначисления не согласована. Если вы оказались в таком положении, мы советуем вам написать официальное письмо следователю, который ведет ваше уголовное производство, которым четко подтвердить факт обжалования и предоставить все необходимые доказательства такого обжалования в копиях с отметкой входящего номера и/или датой подачи жалобы в суд или в орган налоговой службы высшего уровня. Доказательством также  считается почтовая отправка такой жалобы. Следователь в данной ситуации не имеет права проводить следственные действия по данному уголовному производству, а также не имеет права открывать уголовное производство, пока не будет согласована сумма. Если он будет продолжать следственные действия, нужно написать жалобу на действия следователя в прокуратуру с указанием всех нарушений, которые следователь, по вашему мнению, допустил. Прокуратура проведет проверку по вашему заявлению, и в случае, если ваши доводы о нарушении следователем норм Уголовного процессуального кодекса будут убедительны, прокурор имеет полномочия закрытия уголовного производства. 

У многих бизнесменов в работе попадались недобросовестные контрагенты, которые не регистрировали налоговые накладные, не отражали в отчетах своих предприятий компании, с которыми сотрудничали и выполняли условия сделок – договоров (оказание услуг, поставка продукции, строительство). При этом у добросовестных контрагентов, у которых скрупулёзно ведется бухгалтерия и есть в наличии все документы, возникали проблемы с контролирующими органами. Недобросовестных контрагентов в налоговых органах классифицируют как «транзиты» или «налоговые ямы». Под какие критерии подпадает та или иная компания, определяет сам налоговый орган, в зависимости от функций которые выполняли эти компании. Работа с такими контрагентами очень опасна для добросовестных налогоплательщиков, т.к. в случае возбуждения уголовного производства по таким компаниям, налоговая милиция придет к добросовестным налогоплательщикам как минимум с выемкой документов по данному контрагенту, и возможно,  с проведением налоговой проверки. 

Рассмотрим ситуацию, когда вы работали с предприятием, которое налоговыми органами считается (именно считается, а не официально признано фиктивным). Признаки фиктивности предприятия могут быть разными  - от отсутствия товара, которым оно торговало, до отсутствия сотрудников, официально оформленных на этом предприятии, которые могли оказать тот объем услуг, за которые им оплачивали деньги, отсутствие предприятия на их юридическом адресе. Задача налоговой милиции - выявлять такие предприятия, опрашивать директора на предмет фиктивности деятельности его предприятия. У оперативных сотрудников налоговой милиции есть перечень вопросов, которые они задают директору предприятия. По ответам на такие вопросы, они делают выводы, является ли такое предприятие фиктивным. К числу вопросов относятся: наименование предприятия, его юридический адрес, контрагенты предприятия их названия, наличие открытых счетов в финансовых учреждениях, понимание понятия налога на добавленную стоимость и т.д. Если директор предприятия не знает ответов на эти вопросы, при опросе дает пояснения, что он не имеет отношения к деятельности предприятия, хотя он и заключал, и подписывал хозяйственные договора, такое предприятие является фиктивным. Налоговой милиции достаточно фиксации одной фразы, что директор предприятия не имеет отношения к данному предприятию и  не понимает смысл заключенных сделок. После такого опроса  налоговая милиция открывает уголовное производство по статьям  205, 212 Уголовного кодекса Украины и проводит следственные действия у контрагентов. В свою очередь, налоговая инспекция на основании установленных фактов – опроса директора предприятия, проводит налоговую проверку и признает договора, которые были заключены с данным предприятием – фиктивными, а суммы неуплаченных налогов возлагает на контрагентов к доначислению в бюджет. И это происходит только на основании опроса директора предприятия. 

Такие акты проверки налогового органа тоже оспариваются, и в нашей практике есть положительные результаты. Если нет приговора суда по фиктивному предпринимательству, в котором установлены факты в дальнейшем не требующие доказательств, выводы следователя и показания директора о фиктивности его предприятия это только доводы. Есть случаи, когда директора предприятий специально указывают на фиктивность предприятия для того чтобы избежать более тяжелого уголовного наказания за неоплату налогов. Сделаем сравнение -  по ст. 205 Уголовного кодекса Украины – фиктивное предпринимательство предусмотрена максимальная мера наказания в виде штрафа от одной тысячи до трех тысяч необлагаемых налогом минимумов, а по ст. 212 Уголовного кодекса Украины – штраф от одной тысячи до двадцати тысяч необлагаемых налогом минимумов с лишением права занимать руководящую должность до 3-ох лет с конфискацией имущества. Необлагаемый налогом минимум составляет 17 гривен. Если посмотреть на все это, умножив необлагаемый налоговый минимум на  коэффициент 20 000, получается очень большая сумма к выплате – 340 000 гривен. Присужденную выплату, установленную судом, осужденный не оплатил в течение одного месяца, его ждут исправительные работы или лишение свободы на срок 2-3 года по ст. 389 Уголовного кодекса Украины. 

При наличии уголовного дела по контрагентам, проверка проводится с подачи налоговой милиции. Налоговая инспекция в таком случае проводит проверку и выписывает акт, на основании данных налоговой милиции с указанием даты и номера документа, в котором указаны факты фиктивности. По сложившемуся опыту, весь акт базируется только на данных налоговой милиции и на показаниях директора контрагента. Другими словами, выводы фиктивности сделки делаются на основании данных полученных при следственных действиях. Такие данные на протяжении всего следствия могут поменяться, т.к. тот директор, который дал показания о фиктивности предприятия имеет право поменять показания на противоположные с указанием различных причин (болезни, психологического давления со стороны следствия или со стороны третьих лиц). Мое мнение и  мнение многих судей, которые рассматривают дела по спорам с налоговыми органами -  показания директора о фиктивности не ведут к признанию договоров фиктивными. Только приговор суда может подтвердить фиктивность деятельности компании, а соответственно как следствие, всех заключенных сделок с этой компанией. В моей практике встречались случаи, когда споры длились 4 года, но в конечном результате мы добивались справедливого решения суда, а за время оспаривания действий налоговой инспекции, приговор о фиктивности контрагента так и не был вынесен и дело не было передано в суд. 

Посмотрим с юридической точки зрения на фиктивность сделки. Дело в том, что согласно презумпции правомерности договора, пока он не признан недействительным в судебном порядке или нет приговора суда по ст. 205 УК Украины о фиктивности предприятия, он является действительным и законным. Признаки фиктивности описаны в Гражданском кодексе Украины, они четко определены. Другое дело, что налоговая инспекция зачастую называет сделки фиктивными по собственному усмотрению, не имея на то ни решения суда, ни других надлежащих оснований.

В любом случае, надо помнить главное – никакое уведомление налоговых органов о возбуждении уголовного дела еще не является окончательным и бесповоротным фактом того, что оно будет доведено до приговора. В данной ситуации, помните – чем раньше вы обратитесь к грамотному юристу, тем выше вероятность успешной защиты ваших интересов.

Наша Юридическая компания имеет огромный опыт в обжаловании результатов проверок налоговых органов с положительными результатами для бизнеса. Мы комплексно подходим к решению данного вида вопросов и заранее прогнозируем результат.

Источник: Компания «Оптимум»

Архив статей

Декабрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

Новое из статей

Продолжаем серию статей «вопросы которые задают на допросах» в качестве свидетеля по уголовному производству – подделка документов...
Какие вопросы задают на первом допросе в Налоговой милиции, вы можете посмотреть здесь, итак плавно переходим к вопросам, которые...
В этой статье речь пойдет об одной схеме спасения депозита, сумма которого превышает 200 000,00 грн. (сумма, которую должны вернуть...