Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/optimum24com/public_html/libraries/joomla/filter/input.php on line 652
Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/optimum24com/public_html/libraries/joomla/filter/input.php on line 654
Налоговая проверка, обжалование ее результатов в административном и судебном порядках
- Подробности
- Опубликовано 28 Апрель 2013
В этой теме речь пойдет о налоговой инспекции, ее действиях и планах, которые ставит государство для увеличения поступлений в бюджет, о нарушениях налогового законодательства как предпринимателями (... Юридическими лицами и физическими лицами предпринимателями – СПД), так и налоговыми органами, которые, не колеблясь, переступают букву закона.
Для реального сектора экономики – Юридических лиц и физических лиц предпринимателей – СПД, не секрет, что споры с налоговой инспекцией или налоговой милицией не проходят гладко. Здесь предпринимателей можно разделить на несколько категорий. Из которых к первой категории можно отнести предпринимателей, которые послушно выполняют указания налоговой инспекции и милиции, платят в бюджет штрафные санкции, по налоговому уведомлению–решению, представляют все документы на запросы этих органов. Ко второй категории, по моему мнению, я бы отнес лиц, которые выработали определенный тип поведения при проведении проверки и получении запросов различного характера от налоговых органов. К поведенческим типам предпринимателей, мы еще вернемся чуть позже, а также проанализируем качественный результат тех или иных действий, и к чему они приводят из моего личного опыта представления интересов клиентов в налоговых органах.
Для начала я бы разобрался с процедурой назначения проверки налоговой инспекцией и теми действиями, которые они должны выполнить перед ее проведением. Для этого мы смотрим Налоговый кодекс с изменениями и дополнениями, а также разъяснения самого налогового органа. Я позволю себе отойти от темы, дабы разъяснить читателю немаловажный факт, который может прояснить в дальнейшем многие моменты, на основании которых Окружные административные суды при рассмотрении исковых заявлений, в которых просят признать налоговые уведомления-решения недействительными. В Административных окружных судах, разъяснения налогового органа не учитывается, и не берется во внимание как доказательство, т.к. разъяснения налоговой не являются нормативно правовым актом, а значит, несут рекомендательный характер. Но если обжалование проверки налоговой проходит по вертикальной системе самого налогового органа (район, область, Украина), ссылки на разъяснения налоговой обязательны, т.к. эти разъяснения они чтут на уровне самого Налогового кодекса Украины.
Огромную роль играет обязанности налогового органа закрепленные в Налоговом кодексе Украины. Итак, согласно ст. 42 Налогового кодекса Украины – «Переписка с плательщиком налогов», документы считаются должным образом врученными, если они отправлены по адресу (местонахождению, налоговому адресу) налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручены налогоплательщику или его законному или уполномоченному представителю. С налогоплательщиками, которые подают отчетность в электронной форме, переписка с органами государственной налоговой службы может осуществляться средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований закона относительно электронного документооборота и электронной цифровой подписи. Исходя из изложенной статьи Налогового кодекса Украины, можно сделать вывод, что о любых действиях, а именно проведении проверки на предприятии, налоговый орган должен в письменной форме уведомить налогоплательщика, о проведении проверки на его предприятии. Из практики, могу сказать, что не все налоговые органы соблюдают законную процедуру уведомления налогоплательщика о своих действиях, а особенно часто это случается перед проведением налоговой проверки.
Мы рассмотрели обязанность налоговой инспекции уведомлять юридических лиц и физических лиц предпринимателей обо всех действиях, которые налоговый орган собирается провести и думаю, можем перейти к самой процедуре проверки, но до того как мы рассмотрим какова процедура, хочу разъяснить читателю, какие налоговое законодательство предусмотрело варианты проверок. В ст. 75 Налогового кодекса Украины сказано, что органы государственной налоговой службы имеют право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки.
Камеральная проверка
Камеральной считается проверка, которая проводится в помещении органа государственной налоговой службы исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика, которые сам налогоплательщик подал в налоговый орган. По сути налоговой инспекции нет необходимости запрашивать у налогоплательщика дополнительные документы для проведения такой проверки.
Документальная проверка
Документальной проверкой считается проверка, предметом которой является своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех предусмотренных Налоговым Кодексом налогов и сборов, а также соблюдение валютного и другого законодательства. Сюда относится контроль за соблюдением, работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформление трудовых отношений с работниками (наемными лицами) и которая проводится на основании налоговых деклараций (расчетов), финансовой, статистической и другой отчетности, регистров налогового и бухгалтерского учета, ведение которых предусмотрено законом, первичных документов, используемых в бухгалтерском и налоговом учете и повязкам связанные с начислением и уплатой налогов и сборов, выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, а также полученных в установленном законодательством порядке органом государственной налоговой службы документов и налоговой информации, в том числе по результатам проверок других налогоплательщиков. Данный вид проверок проводится согласно плана-графика проверок.
Фактическая проверка
Фактической считается проверка, которая проводится по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика. Такая проверка осуществляется органом государственной налоговой службы по соблюдению норм законодательства по вопросам регулирования обращения наличности, порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе о производстве и обороте подакцизных товаров, соблюдение работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами).
Когда мы познакомились с видами проверок, давайте определимся, какие результаты возможны, и как их оспаривать. В случае если проверкой не установлены нарушения налогового законодательства, налоговая инспекция выдает акт проверки (справку) о проведении проверки. Если нарушения налогового законодательства при проведении проверки налоговым органом были выявлены, тогда налоговая инспекция выдает налогоплательщику акт, в котором указывает какие нарушения налогового законодательства, были допущены. После выдачи налогоплательщику акта о проведении проверки, налоговая инспекция направляет по почте или передает уполномоченному представителю юридического лица налоговое уведомление-решение, в котором указываются, какая сумма должна быть уплачена в бюджет.
В 99,9% случаев после проведения проверки, составляется акт и в дальнейшем выписывается налоговое уведомление-решение, которое можно обжаловать по вертикальной ветви налогового органа (район, область или город, Украина), или сразу обжаловать в суд. Попрошу не забывать, что после составления акта проверки, он должен быть подписан Директором предприятия или уполномоченным представителем, и на него можно написать свои возражения, а также при его обжаловании по вертикали (административным обжалованием), предприятие должно уведомить налоговый орган, который выдал налоговое уведомление-решение, о таком обжаловании, это закреплено в ст. 56.5 Налогового кодекса Украины. Наверное, я расстрою читателя, сказав о том, что в моей практике, при обжаловании налоговой проверки по вертикальной ветви, всего один раз налоговый орган отменил акт проверки, составленный районной налоговой инспекцией и соответственное налоговое уведомление-решение. В основном данный способ обжалования используется для затягивания времени, ведь налоговое уведомление-решения не вступает в силу. И так, обжалование по вертикальной ветви власти нам даст по времени до вступления налогового уведомления-решения в силу примерно 2-3 месяца, после этого, обжалование может происходить только в суде. Пройти вертикаль обжалований от районной налоговой до налоговой Украины имеет смысл в том случае, если целью ставится сбор отписок этого органа для обоснования своей правоты в суде. В судебной инстанции все проходит намного интереснее, т.к. районная налоговая инспекция там выступает как ответчик и ее представитель, юрист налогового органа, защищает доводы инспектора, который писал акт проверки. Примерно в 30% случаев, юристы налогового органа не компетентны и не могут привести достойных контр аргументов по доводам иска, кроме цитирования самого акта налоговой проверки.
Задачей налоговой инспекции при проведении проверки, в основном стоит снятие Налогов на добавленную стоимость - НДС. В данных случаях используется механизм признание сделки ничтожной, т.к. ничтожность сделки не надо устанавливать в судебном порядке, а можно об этом написать в кабинете, и доначислить сумму НДС в уплату бюджета. Если разобраться то налог на добавленную стоимость – НДС, заслуживает отдельной темы и я ее обязательно раскрою, но только чуть позже. В следующей теме мы поговорим о налоге на добавленную стоимость НДС, намывании НДС на предприятии, путем проведения определенных сделок с контрагентами, о налоговых ямах и транзитных предприятиях, действии налоговой милиции и инспекции в отношении предприятий выгодоприобретателей НДС, а сейчас вернемся к налоговой проверке и способах зашиты, обжалования налогового уведомления-решения.
Исковое заявление в суд, а это будет Административный окружной суд по местонахождению налогового органа который проводил проверку и выписал налоговое уведомление-решение, можно подавать в любое время на протяжении трех лет с даты налогового уведомления-решения. В зависимости от ситуации, в которой находится истец, необходимо разработать позицию аргументов за то чтобы признать недействительным налоговое уведомление-решение. В данном случае лучше обратиться к юристу, который разбирается в налоговом праве или на крайний случай к бухгалтеру.
Один из моих клиентов, говорит, что если хотя-бы один раз заплатишь по налоговому уведомлению-решению, и при этом его не обжаловав, платить будешь всегда, т.к. налоговая инспекция будет делать на таком плательщике показатели. У этого клиента примерно 10 собственных предприятий по всей территории Украины и 24 судебных процесса с налоговыми органами. По статистики на его примере могу сказать, что 8 из 10 судов заканчиваются победой в пользу предпринимателей. Вот и подумайте к какой категории предпринимателей вы относитесь, но самое главное не забывайте что сама процедура занимает очень много времени и затрат на опытных специалистов в налоговых спорах и может занимать до года, а временами и более года судебных разбирательств.
В окончании статьи хочу резюмировать, что те предприниматели, которые только что получили свежее налоговое уведомление-решение, в котором указана сумма взыскания в бюджет, не торопитесь ее оплачивать, ведь есть и другой путь.
С уважением, партнер Юридической компании Оптимум, адвокат Киевской областной коллегии адвокатов - Зурнаджи Евгений.