Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/optimum24com/public_html/libraries/joomla/filter/input.php on line 652
Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/optimum24com/public_html/libraries/joomla/filter/input.php on line 654
Системы налогообложения при уплате походного налога (виды, группы, ставки, подача отчётности)
- Подробности
- Опубликовано 29 Май 2013
При открытии бизнеса у человека, как правило, возникает ряд вопросов касательно прибыльности будущего дела, затратной части, возможных убытков и, конечно же, налогообложения,
а также процесса подачи отчётности в налоговые органы. Ведь действительно, очень важно знать, сколько нужно уплатить налогов государству и как правильно подавать отчетность.
Прежде всего, в данной статье речь пойдёт о двух основных системах налогообложения, которые используются при администрировании подоходного налога физических лиц-предпринимателей и юридических лиц. Естественно, есть особые режимы налогообложения в специализированных сферах, субъекты хозяйственной деятельности в которых занимаются исключительными видами деятельности такими как: фермерское хозяйство, авиастроение, судостроение, изготовление оружия и т.д, но мы их рассматривать не будем, т.к. это частные случаи, которые зачастую монополизированы. Также тема статьи не раскрывает понятие налога на добавленную стоимость (НДС).
Итак, начнём с определения двух основных видов систем налогообложения, дохода субъектов хозяйственной деятельности. Согласно Налоговому Кодексу Украины их две – общая и упрощённая.
Наиболее часто встречается среди физических лиц-предпринимателей упрощенная система налогообложения. По своей сути упрощённая система налогообложения - это специальный режим, основная цель которого – снижение налоговой нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности определённых категорий, которые определяются положениями Налогового кодекса Украины. Цель упрощённой системы заключается не только в снижении ставок по сравнению с общей системой, но и в упрощении сдачи отчётности. Упрощённая система налогообложения делится на 6 групп, каждая из которых имеет свои особенности, основными критериями отличий каждой являются виды экономической деятельности субъекта, количество наёмных работников и годовой доход. Следует отметить, что учитывается именно доход, а не обороты, как в случае с НДС.
Первая группа плательщиков единого налога включает в себя физических лиц-предпринимателей, объем дохода за год которых не превышает 150 000 гривен. При этом они не имеют права нанимать наёмных работников, т.е. ведут деятельность самостоятельно. У этой группы налогоплательщиков есть ограничения по видам деятельности, т.е. только субъекты со следующими видами деятельности могут выбрать первую группу единого налога: розничная торговля на рынках и предоставление мелких бытовых услуг населению. Ставка налога устанавливается в размере 1 – 10% от минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного года, и определяется местными Городскими советами в зависимости от видов деятельности предпринимателя. Уплату единого налога следует производить авансовым платежом не позднее 20-го числа текущего месяца. Следует отметить, что если предприниматель осуществляет несколько видов деятельности, которые входят в перечень допустимых в 1-й группе, налог оплачивается по виду деятельности с высшей ставкой. Отчётность подаётся один раз в год в течение 60-ти дней после окончания отчётного года. Важным моментом является ведение учёта. Учёт ведётся в Книге учёта доходов и расходов формы № 10 с обязательной регистрацией её в инспекции. Как видим, первая группа плательщиков единого налога рассчитана на представителей малого бизнеса – торговцев на рынке или лиц, предоставляющих бытовые услуги. Я хочу отметить, что не многие предприниматели по роду своей деятельности могут зарегистрироваться как плательщики единого налога 1-й группы ввиду узкого круга возможности ведения предпринимательской деятельности.
Вторая группа плательщиков единого налога (к слову, самая распространённая) включает в себя физических лиц-предпринимателей, объём дохода которых за год не превышает 1-го миллиона гривен и при этом они могут иметь до 10-ти наёмных работников. В этой группе быть плательщиками единого налога могут предприниматели со следующими видами деятельности: предоставление услуг населению (кстати, сюда также входят услуги и другим плательщика единого налога), заниматься производственной деятельностью и торговлей, а также деятельностью в сфере общественного питания. Следует обратить внимание, что закон чётко запрещает плательщикам этой группы предоставлять посреднические услуги, связанные с куплей-продажей недвижимого имущества, его арендой и оценкой, а также услуги по поставке и реализации продукции из драгоценных металлов. Ставка налога устанавливается в размере 2 – 20% от минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного года, и определяется местными Городскими советами в зависимости от видов деятельности предпринимателя. Расчёт производится авансовым платежом не позднее 20-го числа текущего месяца. В случае осуществления нескольких видов деятельности, которые входят в перечень допустимых во 2-й группе, налог оплачивается по виду деятельности с высшей ставкой. Отчётность подаётся один раз в год в течение 60-ти дней после окончания отчётного года. Учёт ведётся в Книге учёта доходов и расходов формы № 10 с обязательной её регистрацией в налоговой инспекции. Из описанного следует, что 2-я группа плательщиков единого налога весьма обширная, т.к. вполне может подойти как представителям малого, так и среднего бизнеса. Единственный минус – это ограничения по видам экономической деятельности.
Третья группа плательщиков единого налога включает в себя физических лиц-предпринимателей объём дохода, которых за год не превышает 3 миллиона гривен и при этом они имеют право иметь до 20-ти наёмных работников. Ограничения по видам деятельности отсутствуют, т.е. плательщик единого налога этой группы может заниматься любыми (кроме недозволенных для единого налога, разумеется) видами деятельности. Ставка налога может устанавливаться в двух вариантах, и главный критерий – это является ли «единщик» плательщиком НДС. Если предприниматель не является плательщиком налога на добавленную стоимость, то ставка единого налога устанавливается в размере 5% от дохода. Если же предприниматель является плательщиком НДС, то ставка устанавливается в размере 3% от дохода. Оплата налога производится в течение 50 дней после окончания отчётного квартала, т.е. платить налог нужно ежеквартально. Подача отчётности несколько отличается от 1-й и 2-й группы. Отчёт необходимо предоставлять в течение 40 календарных дней по окончании отчётного квартала, т.е. отчётность подаётся ежеквартально. Кроме этого, раз в год подается годовой отчет в течение 60-ти дней после окончания отчётного года. Учёт деятельности ведётся в Книге учёта доходов и расходов формы № 10 с обязательной её регистрацией в налоговой инспекции. Также предприниматели этой группы могут добровольно регистрироваться плательщиками НДС. Рассматривая 3-ю группу плательщиков единого налога, можно сделать вывод, что эта группа рассчитана на широкий спектр предпринимательской деятельности, мало того, плательщики этой группы могут регистрироваться плательщиками НДС, что открывает возможность работать с юридическими лицами (плательщиками НДС). Данная группа плательщиков единого налога вполне может подойти для ведения среднего бизнеса при значительных оборотах.
Также плательщики 1-й, 2-й, 3-й групп имеют определённые льготы, а именно: не являются плательщиками НДС за поставки товаров и услуг в пределах Украины (исключением являются только предприниматели 3-й группы – плательщики НДС), освобождаются от уплаты земельного налога за участок, на котором ведётся хозяйственная деятельность, не вносят плату за получение торгового патента, а также не уплачивают единый социальный взнос, но только в случае, если предприниматель-единщик является пенсионером по возрасту или работающим инвалидом. Хотя привлекательность и целесообразность всех льгот весьма сомнительна. Во-первых, предприниматель оплачивает НДС в случае импорта товаров, во-вторых, освобождение от оплаты земельного налога выглядит немного смешно, поскольку, учитывая виды деятельности представителей некоторых групп они, в подавляющем количестве арендуют торговые места или помещения на рынках или торговых центрах для предоставления услуг, а с такой аренды земельный налог не уплачивается вовсе, поскольку его уплачивает арендодатель.
Четвёртая группа плательщиков единого налога включает в себя юридических лиц, объём дохода, которых не превышает 5 миллионов гривен и при этом штат наёмных работников не превышает 50 человек. Ограничения, как и в 3-й группе, по видам деятельности (из перечня видов, которые разрешены на едином налоге) отсутствуют. Ставка налога устанавливается в размере 5%, в случае, если предприятие не является плательщиком НДС, и 3%, в случае регистрации предприятия как плательщика НДС. Оплата налога производится в течение 10 дней по прошествии срока подачи декларации за отчётный квартал. Отчётность подаётся один раз в квартал в течение 50 дней по его окончании. На сегодняшний день довольно большое количество юридических лиц регистрируются как плательщики единого налога 4-й группы, поскольку налоговая нагрузка на доход предприятия довольно незначительна, и существенно уменьшилась с принятием Налогового кодекса.
Интересным остаётся тот факт, что руководство нашего государства решило уменьшить налоговую нагрузку и на представителей крупного бизнеса, введя в 2012 году дополнительные группы плательщиков единого налога – 5-ю и 6-ю. Рассмотрим их детальнее.
В пятую группу плательщиков единого налога входят физические лица-предприниматели, объём дохода которых не превышает 20 млн. гривен за год. При этом отсутствуют ограничения по видам деятельности, а также по количеству наёмных работников. Ставки налога устанавливаются в размере 7% для предпринимателей, не зарегистрированных как плательщики НДС, и 5% для плательщиков указанного налога. Оплата налога производится в 50 дней по окончанию налогового квартала. Отчёт предоставляется в течение 40 календарных дней по окончании отчётного квартала.
Шестая группа включает в себя юридических лиц, объём дохода которых, не превышает 20 млн. гривен за год. Остальные характеристики этой группы идентичны с характеристиками 5-й группы.
Важным при использовании упрощённой системы налогообложения моментом является тот факт, что все расчёты при ведении хозяйственной деятельности должны быть денежными (неважно, наличный или безналичный расчёт). Никакие бартеры, мены и прочие схожие действия сюда не подходят. При наличном расчёте представители всех групп освобождены от установки и применения регистраторов расчётных операций (кассовых аппаратов). Достаточно будет выписывать товарные накладные и выдавать кассовые чеки, либо подписывать акты приёма-передачи товара (выполненных работ).
Как уже отмечалось, есть виды экономической деятельности, осуществляя которые нельзя быть плательщиком единого налога. К ним относятся: производство, поставка (экспорт, импорт), оптовая и розничная торговля товарами, которые относятся к группе подакцизных (за исключением розничной продажи ёмкостей с ГСМ не более 20 литров, а также пива и столовых вин). Добыча, производство и продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, добыча и реализация полезных ископаемых, финансовое посредничество, управление предприятиями, почтовая деятельность (не включает в себя курьерские услуги) и деятельность в сфере связи, продажа предметов искусства и антиквариата, а также организация аукционов по продаже указанных товаров, деятельность по организации концертов и прочих гастрольных мероприятий, технические исследования, предоставление в аренду земельных участков более 100 кв. м., а также нежилых помещений (их частей) площадью более 300 кв. м., страховая деятельность, операции по обмену валюты. Также не могут быть плательщиками единого налога физические лица-предприниматели нерезиденты, зарегистрированные в Украине, а также иностранные частные предприятия.
Создание разграничения плательщиков единого налога на группы (особенно для физических лиц-предпринимателей), по большей степени, обусловлено выведением доходов предпринимателей и наёмных работников из тени. До принятия Налогового кодекса многие юридические лица оформляли своих работников как физических лиц-предпринимателей, переводили их на единый налог, уплачивали максимум 200 грн. в месяц, и по договорам подряда вели деятельность, списывая при этом отплату по этим договорам на собственные затраты. При этом заработная плата работнику выплачивалась «в конверте», но зато обороты и доходы с услуг физ. лица показывались полностью. Естественно, бюджет частенько недополучал средств от подобного уклонения от уплаты подоходного налога. Вступив в силу, Налоговый кодекс кардинально поменял ситуацию, поскольку по началу юрлицам было запрещено включать в расход затраты на услуги физических лиц-предпринимателей – плательщиков единого налога. Естественно, такой кардинальный шаг государства имел и негативные последствия. Многим предпринимателям, которые действительно предоставляли услуги юридическим лицам, пришлось закрываться или менять вид деятельности, что тоже не совсем спасало ситуацию, а работники компаний, которые были оформлены как предприниматели, прекращали свою деятельность как субъекты предпринимательской деятельности, в лучшем случае переходя в штат на минимальную зарплату. Поняв плачевность ситуации, в 2011м году законодатель вернул возможность плательщикам единого налога работать с юрлицами, с правом последних списывать на расход услуги физических лиц, но такое право имеет место только при работе с 3-й и 5-й группами.
Перейдём ко второй системе налогообложения, которая будет нами рассматриваться. Это общая система, или как её ещё называют - система налогообложения на общих основаниях. Фактически, она не менее популярна среди физических лиц-предпринимателей, поскольку, во-первых, ставка налога значительно выше, нежели в упрощённой системе, а во-вторых подача и ведение бухгалтерского учёта тоже весьма усложнено. Юридические лица в основной своей массе работают на общей системе.
Итак, рассмотрим данную систему детальнее. Начнём с физических лиц-предпринимателей и с того, что никаких ограничений по видам деятельности нет. Хотя всё же для физических лиц-предпринимателей они всё-таки устанавливаются ст. 4 Закона Украины «О предпринимательстве». Назовём некоторые из них: деятельность, связанная с оборотом психотропных и наркотических веществ, охрана особых объектов государственной собственности, деятельность в космической сфере т.д. Как видим, недозволенные для физических лиц-предпринимателей виды деятельности входят в категорию монополии государства, и не являются общедоступными, поэтому невозможность их осуществления не так уж и расстраивает среднестатистического предпринимателя. Ставка налога устанавливается в размере 15% от чистого месячного дохода, и при этом абсолютно отсутствуют ограничения по объёмам доходам. Весьма важным моментом выступает следующий факт – если размер чистого ежемесячного дохода превышает 10-ти кратный размер минимальной заработной платы, то ставка налога устанавливается в размере 17% от месячного дохода. Налог уплачивается авансовыми платежами, сумма которых не должна быть меньше 100% суммы налога за прошлый год работы. Авансовые платежи уплачиваются каждый квартал и каждый должен быть не менее 25% суммы налога за прошлый год. Сроки по расчётам устанавливаются следующие: до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа и до 15 ноября отчётного года. Отчётность подаётся раз в год до 9 февраля, следующего за отчётным годом. Льготы по остальным налогам и сборам отсутствуют, поэтому предприниматели уплачивают их в зависимости от видов экономической деятельности. Учёт доходов ведётся в книге учёта доходов и расходов, зарегистрированной ГНИ. Также следует обратить внимание на порядок осуществления расчётов. В случае осуществления расчётов за товары и услуги наличными, предприниматель обязан использовать регистратор расчётных операций (кассовый аппарат), зарегистрированный в налоговой инспекции, или же расчётные квитанции, также зарегистрированные ГНИ. В случае достижения оборота в 300 000 грн., предприниматель обязан зарегистрироваться плательщиком НДС. Также возможна добровольная регистрация, после проведения хотя бы одной облагаемой НДС операции.
Теперь об общей системе налогообложения у юридических лиц. Как и у физических лиц-предпринимателей, основной базой налога является прибыль, т.е. разница, которая вычисляется путём вычитания от сумы выручки всех расходов. Ставка налога на прибыль составляет 19% до конца 2013 года. С 2014 года ставка налога устанавливается в размере 16%. Срок оплаты налога зависит от объёма годовой выручки. Предприятия с доходом менее 10 миллионов гривен уплачивают налог один раз в год вместе с подачей годовой декларации. Предприятия с доходом более 10 млн. гривен уплачивают налог двенадцатью ежемесячными авансовыми платежами, каждый из которых является двенадцатой частью дохода за прошлый год. Отчётность соответственно указанным критериям подаётся в течение 60-ти дней после окончания отчётного года для предприятий с доходом менее 10 млн. грн. и в течение 40 дней по окончанию отчётного квартала для предприятий с доходом более 10 млн. грн. Также как и у физических лиц-предпринимателей, наличие регистратора расчётных операций (в случае произведения расчётов наличным способом) является обязательным.
Как видим, общая система налогообложения весьма сложна и трудна для понимания. Её применение требует практических знаний в области бухгалтерии, а также больших затрат времени и сил на ведение документации, и, как правило, тянет за собой привлечение бухгалтера.
Не лишним было бы отметить, что помимо уплаты единого налога или налога с доходов предприятий (плюс единый социальный сбор) отдельно уплачивается походный налог в размере 15% от зарплаты каждого наёмного работника, а также 34%-ный единый социальный сбор. Само собой разумеется, по начисленной зарплате и уплаченным по ней налогам подаётся отчётность.
Говоря о налоговой нагрузке в нашем государстве в целом, по результатам многих исследований, она не является слишком большой в сравнении со странами Европы. Сложным остаётся сам механизм оплаты налога, а также подачи отчётности. Более того, очень часто налогоплательщики сталкиваются с некомпетентностью инспекторов, которые допускают ошибки или ошибочно начисляют штрафы по результатам контроля за правильностью начисления и уплаты налогов и подачи отчётности. В таких случаях нужно тратить много драгоценного времени отстаивая свои права, что зачастую вредит самому бизнесу, но как выход - можно обратиться к специалистам для успешного разрешения подобных проблем.